С 1 сентября 2024 года в России вступает в силу закон об обязательном страховании пассажиров такси. Нормативный документ увеличивает размер компенсации за вред здоровью и жизни клиентов с 500 тыс. до 2 млн и 2,025 млн рублей соответственно. О том, как новый закон повлияет на рынок легкового такси, «Ъ-СПб» рассказал руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин.
— В чем суть нового закона?
— Он распространяет действующие правила о страховании ответственности перевозчиков на пассажиров легкового такси. Ранее такие правила применялись только в отношении пассажиров автобусов, троллейбусов и метро, в то время как пассажиры легкового такси долгое время оставались без надлежащей правовой защиты. По новым правилам ответственность перевозчика легкового такси за причинение вреда пассажиру (его имуществу) в обязательном порядке должна быть застрахована на сумму до 2 млн рублей. До принятия закона размер компенсации за вред пассажиру был ограничен суммой 500 тыс. рублей, выплачиваемых в отдельных случаях по правилам ОСАГО. При этом даже эту выплату на практике получить весьма проблематично — зачастую это возможно только по решению суда.
— Чем была вызвана необходимость в таком законе?
— Дисбаланс, о котором я сказал, неоднократно критиковался участниками рынка, причем с обеих сторон: и перевозчики, и пассажиры (их профессиональные представители) в один голос говорили о назревшей проблеме и необходимости законодательных изменений в отрасли. Стороны предлагали различные пути решения, каждый — с учетом своих интересов, однако само наличие проблемы для всех очевидно. Одной из причин, очевидно, является экспоненциальный рост рынка легковых перевозок, кратное увеличение пользователей легкового такси и, соответственно, количества страховых случаев. В этой связи давно назрели проблемы как с размером, так и с порядком выплаты страхового возмещения, который должен быть столь же легок и понятен для пассажиров такси, как и для пользователей другого транспорта.
— На какие еще нюансы следует обратить внимание бизнесу?
— Помимо самой обязанности по страхованию и увеличения размера лимитов, законом также устанавливается порядок определения страховой премии по каждому из рисков, отдельно в отношении всех перевозчиков и отдельно в отношении перевозчиков легковым такси. Расширяется перечень оснований для предъявления страховщиком регрессных требований (право страховой компании при определенных условиях взыскать сумму выплаченной страховой компенсации с виновника аварии.— «Ъ-СПб») к причинителю вреда после выплаты страхового возмещения. Например, причиной регресса может выступить нарушение режима труда и отдыха водителя.
— Насколько строго прописаны в законе просрочка или уклонение от страхования?
— Все перевозчики, осуществляющие деятельность легкового такси и имеющие соответствующее разрешение, обязаны не позднее 1 ноября 2024 года заключить договор страхования и направить информацию о нем в уполномоченный государственный орган. Важно отметить, что неисполнение указанной обязанности, помимо административных штрафов, влечет для перевозчиков риски приостановки и аннулирования лицензии на перевозки, что, с учетом современного уровня контроля, фактически сделает такую деятельность невозможной без заключения договора страхования.
— Спровоцирует ли закон рост тарифов на услуги такси?
— На первый взгляд, законы рынка диктуют неизбежность повышения тарифов на поездки ввиду появления у перевозчиков дополнительной финансовой нагрузки. Однако на практике ситуация не так однозначна. Дело в том, что крупные агрегаторы такси, которые на сегодняшний день занимают по разным данным около 98% рынка, начиная с 2017 года добровольно страхуют свою ответственность на сумму 2 млн рублей, то есть само по себе увеличение лимитов не окажет на них существенного влияния. Безусловно, обязательный статус страхования внесет определенные коррективы в их операционную деятельность, однако мы не видим оснований для кратного роста затрат, и, соответственно, тарифов на поездки.
— Как закон повлияет на рынок в целом?
— Для частных перевозчиков появление дополнительной финансовой нагрузки в совокупности с отсутствием альтернативных путей ее компенсации может стать причиной для роста тарифов или даже ухода отдельных перевозчиков в «серую» зону. Но, на мой взгляд, новые правила являются вполне логичным и предсказуемым продолжением системной законодательной работы по урегулированию рынка пассажирских перевозок, в результате чего пассажиры такси получат надлежащую финансовую защиту и понятные инструменты ее реализации, что ожидаемо положительно скажется на рынке в целом.
Беседовала Александра ТЕН.
Вся пресса за 27 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование ответственности перевозчиков
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 октября 2025 г.

|
|
Ведомости, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
|
rtvi.com, 6 октября 2025 г.
«Денег не хватает»: почему Матвиенко предложила собирать по 45 тыс. с неработающих

|
|
Медвестник, 6 октября 2025 г.
В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян за ОМС по 45 тыс. рублей в год

|
|
Дейта, Владивосток, 6 октября 2025 г.
Названы отрасли с самыми высокими зарплатами в 2025 году

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 6 октября 2025 г.
Эксперты предупредили об угрозах и рисках в связи с грядущим изменением системы ОМС

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|